Про заикание

 

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, когда активно формируется речь и мышление.

 

Процесс формирования речи очень сложен. В этом процессе участвуют все дыхательные пути ребенка. Для правильного формирования звуков необходимо движение воздуха из легких с определенной скоростью, голосовая щель должна быть закрыта, мягкое небо, язык, зубы, губы направляют поток воздуха, формируя определенные звуки. Всем этим процессом руководит головной мозг.

 

В головном мозге различают кору и подкорковые образования. Подкорковые образования намного древнее в своем эволюционном развитии, нежели кора. Подкорка отвечает за сам процесс звукообразования, кора же отвечает за осмысленное формирование звуков (речь).  Если наблюдаются нарушения во взаимодействии коры и подкоркового слоя, если есть нарушения в деятельности одной из структур мозга, могут наблюдаться различные нарушения речи, одним из которых является заикание.

 

Иван Петрович Павлов, русский ученый-физиолог, рассматривал заикание  как частный вид невроза - логоневроз (речевой невроз). Ученый сформулировал понятие о высшей нервной деятельности, и помог разобраться в природе неврозов. По Павлову, невроз является своеобразным нарушением деятельности коры головного мозга, возникающим вследствие перенап­ряжения процессов корковой нейродинамики. В резуль­тате срыва в коре образуются застойные очаги возбужде­ния или торможения (так называемые болевые пункты), которые могут изменить характер разных функциональных систем. Трактовка неврозов тесно связана с концепцией И. П. Павлова о второй сигнальной системе, свойственной человеку.

 

Введение в клинику в XIX в. термина «невроз», под которым стали объединять все случаи нев­ротических расстройств, не связанные с органическим по­ражением нервной системы (когда нет повреждения самой ткани мозга), позволило подойти к понима­нию природы заикания, которое стали также относить к так называемым функциональным расстройствам не­рвной деятельности.